Repetitor.Biniko.com
   Образовательный портал


Бесплатный каталог репетиторов
Новости   Профессии   Блоги
Вопросы и ответы   Форум
On-line тестирование






 
Главная
Поиск
Новости
Статьи
Профессии
ЕГЭ - Россия
ВНТ - Украина
ЕНТ - Казахстан
ЦТ - Беларусь
Блоги
Репетиторы
Вопросы и ответы
On-line тестирование
Форум

 




Регистрация:

  Учителя
  Учащиеся
Логин:    Пароль:   


Блоги

Категория: сочинения по русскому языку

Разное, Романтический мир раннего Блока (1) Блок А.А.

Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать — о смысле жизни, в пятьдесят — опять о любви, а в семьдесят — о молодости



Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать — о смысле жизни, в пятьдесят — опять о любви, а в семьдесят — о молодости. Принято считать, что поэты осознают свой дар рано, первые стихи пишут в детстве или в ранней юности, а вот для прозы необходимо созреть. Но перечитаем раннего Пушкина и сравним со стихами, написанными поэтом зрелым. Станет понятно: для стихов нужен опыт, мысль, сумма прожитого и передуманного. Однако были и будут поэты, которые начинают творить рано, но стихи их полны такой силы и новизны, что становятся символом вечной молодости, напряженной жизни чувств, поиска внутренней правды. У Честертона есть глубокая мысль о том, что существует лишь одна профессия, для которой достаточно только готовности. Это мученичество. Готовность к страданию, к переживанию жизни в полную силу, к принятию ее даров, даже горьких — удел немногих людей. Чаще всего настоящих поэтов. Таким поэтом стал Александр Блок.



Ранние стихи Блока объединены в книгу с символическим названием: "До света". Они полны предчувствий и ожидания, написаны в традициях романтизма. Романтики первыми сказали "нет" пошлости повседневной жизни, первыми поняли, что есть что-то, что должно придавать жизни смысл, причем жизни каждого отдельного человека. Они отстаивали право на мечту, на то, чтобы заявить расчетливому и благополучному миру, что он не стоит даже того, чтобы на него рассердиться. Только ирония была оружием романтизма, только понимание, что "в жизни все не так, как на самом деле" — его символом веры. Но Блок писал в то время, когда мощь реального мира уже требовала если не признания, то активной борьбы. Поэтому трагизм мироощущения у него доходит до предела.





Пусть светит месяц — ночь темна.



Пусть жизнь приносит людям счастье, —



В моей душе любви весна



Не сменит бурного ненастья.



Ночь распростерлась надо мной



И отвечает мертвым взглядом



На тусклый взор души больной...





Такая боль, выплеснутая в стихах молодого поэта, который еще не знал настоящих реальных жизненных бурь, может вызвать усмешку, но не вызывает. Чувство правды и тоски приходит раньше опыта и выливается в слове:





Я чувствовал вверху незыблемое счастье,



Вокруг себя — безжалостную ночь.



Я всех благодарил за слово утешенья



И руки жал, и пела мысль в крови:



«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!



Блажен утративший создание любви!"





Только смерть сохраняет любовь неизменной и защищенной от разочарования — вот смысл этих стихов, и необходимо обладать огромным даром, чтобы уже в юности выразить невероятно точную и глубокую мысль.



Самыми известными из ранних стихов Блока стали "Стихи о Прекрасной Даме". Этот цикл знаменует великий переворот в душе Блока. Поэт находит то, к чему будет теперь стремиться, о чем будет писать, что противопоставит уродливой реальности — культ Женщины, Женственности, чистой и таинственной любви. Этот культ был общим для символистов, открывших для русской поэзии мистицизм и его понятия. Мистики видели тайну там, где другие — лишь обычные проявления жизни, для них все было полно символов и знаков, не раскрывающих смысл, а лишь намекающих на то, что он существует, но недоступен сознанию. Словарь Блока полон типичных для мистико-романтической поэзии слов: "туманы, таинственные страны, предчувствие, святой завет,



медленный и сладкий отравляющий препарат, надзвездная тайна..." Все полно предчувствий, как в самом известном стихотворении этого цикла:





Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —



Все в облике одном предчувствую Тебя.



Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,



И молча жду, — тоскуя и любя.





Блок страстно верит в то, что тайна обретет земные черты, и только один страх преследует его: не узнать в земной жизни образ, явившийся ему в "надзвездных далях":





Весь горизонт в огне, и близко появленье,



Но страшно мне: изменишь облик Ты,



И дерзкое возбудишь подозренье,



Сменив в конце привычные черты.





Каждая встреча с женщиной в жизни имеет глубокий смысл, становится знаком, возвещающим приближение Той, которая воплотит предчувствуемый идеал. Для поэзии несказанного нужны особые слова, поэтому так далека она от точности, предметности. Это стихи-намек, стихи, живущие в разреженном воздухе тайны, предопределенности, предчувствий и знамений. Стихи раннего Блока полны религиозной символики — "лампада", "Я, отрок, зажигаю свечи", "темная церковь", "Солнце Завета"... Но нельзя назвать их стихами о религии. Сам Блок нашел более точное слово: благочестие. Это строгая чистота чувства и смирения в присутствии чего-то высокого, оправдывающего жизнь.



Александр Блок остался бы только одним из представителей символической школы в русской поэзии, если бы его стихи так и застыли в туманной дымке чего-то неназываемого, непонятного, неземного. Но за всеми намеками скрывается вещность, реальность. Прекрасные Дамы ступают не по облакам, а по улицам Санкт-Петербурга, встречаются с поэтом в родных полях, исчезают в темных проулках ночного города. А жизнь приходит с весной, которая "в Неве ломает льдины":





Там — в улице стоял какой-то дом,



И лестница крутая в тьму вводила.



Там открывалась дверь, звеня стеклом,



Свет выбегал — и снова тьма бродила.



Там в сумерках белел дверной навес



Под вывеской "Цветы" прикреплен болтом...





Поэзия живет в пределах точной городской топографии, девушка исчезает за стеклянной дверью, за окнами мелькают не фантастические тени таинственных существ, а тени живых, несовершенных, но дорогих поэту людей. Самые сильные и современные, созвучные нам стихи молодого Блока точны, сжаты, до предела просты и полны чувства:





Ужасен холод вечеров,



Их ветер, бьющийся в тревоге,



Несуществующих шагов



Тревожный шелест на дороге.



Холодная черта зари —



Как память близкого недуга



И верный знак, что мы внутри



Неразмыкаемого круга.





Здесь нет таинственных символов, но все полно тайны, несуществующие шаги — это звук, который многие слышали, сидя в одиночестве у окна ледяным зимним вечером. А неразмыкаемый круг — сознание того, что все мы от рождения до смерти находимся в тюрьме собственной души, сознания, тела. Только поэты чувствуют это сильнее и умеют найти слова, чтобы дать нам возможность заявить о себе их голосом.



Автор: Иванова Татьяна Дата: 2010-05-23 11:14:11 Просмотров: 921


Комментарии отсутствуют


 

Добавить комментарий:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

 

    Репетиторы, математика, русский язык, физика, сдать ЕГЭ, ЕГЭ 2012, тестирование ЕГЭ, ответы по ЕГЭ, репетитор, карта сайта,


    Все права защищены и принадлежат авторам размещающих материалы на сайте. Данный сайт ни какой ответственности за размещенный материал не несет. Копирование материалов возможна только с указанием URL ссылки на исходный материал.